Что влияет на самостоятельность ребенка 7-10 лет?
Часть 1.
Иванова И.Ю.
Магистр психологии
Для меня, как мамы, была очень долго актуальна тема воспитания самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Я считаю, что сформированная у ребенка самостоятельность очень важна, она так или иначе, влияет и на успешность человека, и на его благополучие в разных сферах жизни, и на отношение человека к жизни в целом. Не каждый родитель задумывается о том, что несформированность такого свойства личности как самостоятельность может заставить ребенка чувствовать себя малозначимым и ни на что не способным. Как следствие этого часто встречаются люди, которые уже в зрелые годы могут быть крайне нерешительными, сомневающимися в своих способностях и поступках, робкими, зависимыми от других.
Я искала ответы на вопросы: Как сделать так, чтобы дети самостоятельно делали уроки, убирались в своей комнате, самостоятельно готовились к занятиям и собирали портфель, могли принять решение и добиться своей цели?
Я прочитала много статей и рекомендаций, но я не только не смогла однозначно понять, что такое самостоятельность, но и предлагаемые способы ее формирования, вызывали у меня много сомнений. Да, способы предлагались, но от чего они зависят, что оказывает доминирующее влияние, я не нашла, да и противоречивой информации было много.
И в этот момент, у меня пришло осознание, что надо провести более глубокое исследование этой темы и разобраться в ней более детально, изучив позиции известных педагогов и психологов. Этим исследованием я и хочу с вами поделиться, я буду очень рада, если кому-то из родителей, эта тема будет тоже интересна и полезна.
На первом этапе, я решила ответить на вопрос, что такое самостоятельность, из каких элементов она состоит и какие факторы оказывают на нее влияние?
Перед началом исследования, я задала вопрос себе, что я понимаю под самостоятельностью?
Дорогой читатель, остановись на минуту, и ответь тоже на этот вопрос, что конкретно ты понимаешь под самостоятельностью. Ответ на этот вопрос нам нужен, потому что внутри нас уже есть определенное сформированное обществом или родителями понятие. И очень интересно понять, что именно я понимаю под этим термином и далее сравнить с точкой зрения специалистов.
Для меня самостоятельность — это качество личности, которое выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами, а также ответственное отношение человека к своему поведению.
У вас может быть другое понимание этого понятия и поэтому, мне стало интересно проанализировать, что под понятием самостоятельность понимают "гуру" педагогики и психологии.
В ходе исследования было изучено более 50 источников, предоставляю вам некоторые из них:
Самостоятельность исследователями рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности и как черта личности. Самостоятельность, как характеристика деятельности рассматривается в конкретной учебной, внеклассной бытовой ситуации и представляет собой проявляемую школьником способность достигать цель без посторонней помощи. H.К. Крупская, А.С. Макаренко в свих трудах отмечали большое значение самостоятельности для развития личности. С.Ю. Головин считает: «Самостоятельность как «обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение, которое связано с активной работой мысли, чувств и воли учащихся» [2].
И.С. Кон дает следующие определение самостоятельности: «Самостоятельность включает в себя два взаимосвязанных качества:
1) Независимость как способность самому, без подсказки извне, принимать и осуществлять решения;
2) Ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и убеждение в реальной социальной возможности и моральной правильности такого поведения» [5].
К.К. Платонов соотносит: «Феномен самостоятельности с волевыми качествами личности, которые проявляются в способности систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне» [4].
Самостоятельность, как волевая черта выделена и Ильиным Е.П. Он считает, что: «Самостоятельность – это осуществление какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а иногда – и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у детей идет вместе с развитием самосознания» [6].
И.В. Гребенников и Л.В. Ковинько в своих работах отмечают деятельностную сторону самостоятельности и дают такое определение: «Самостоятельность – это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель; настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности» [1].
В работах К.П. Кузовковой, Т. Гуськовой определены уровни самостоятельности. Авторы считают, что: «Уровень самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности, совершаемой ребёнком без помощи других людей и важной характеристикой самостоятельности является степень её выраженности. Сравнивая действия двух детей одного возраста, всегда можно определить, кто из них более самостоятелен, то есть более настойчив, менее рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании».
Анализ психолого – педагогической литературы дает возможность определить самостоятельность, как ведущее качество личности и при этом нельзя не отметить, что трактовка понятия «самостоятельность» совсем неоднозначна.
Таким образом, если обобщить, то можно говорить о том, что самостоятельность – это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, действия без посторонней помощи, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Многие авторы делают вывод о том, что самостоятельность, как стержневое свойство личности, тесно связано с такими качествами, как воля, активность и ответственность, дисциплинированность ребенка, но в то же время важна деятельность, чтоб это были не только ограничения и требования, но и свобода, и творчество. Следовательно, именно взаимосвязь этих качеств и принципов, определяет уровень самостоятельности ребенка. И вот это, стало для меня открытием, что внимание мне надо направлять не только на действия ребенка, но и на развитие этих его личностных качеств. А это уже влияние детско- родительских отношений и стиля воспитания.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, я сделала вывод, что на развитие самостоятельности младшего школьника оказывают влияние его возрастные и индивидуальные особенности, такие как, обучаемость, развитие и сформированность волевых качеств, ответственности, активности, детско-родительские отношения, педагогические и социальные условия, особенность среды дома и школы.
В следующей статье, я рассмотрю, как влияют отношения с родителями, на формирование самостоятельности ребенка 7-10 лет.
Магистр психологии Иванова И.Ю.
Литература
1 Вереска Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология.М.: 2008. - 475 с.
2 Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: 1998. — 800 с.
3 Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. -1961. - № 8 - 32-42 с.
4 Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. М.:Просвещение, 1993. - 204 с
5 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.- 425 с.
6 Ильин Е. П. Психология для педагогов. Спб.: 2012. — 638 с.
7 Детская практическая психология: Учебник. / Под редакцией Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. - 348 с.
00.00.0000